В дошкольном учреждении
ведется работа по формированию звукопроизношения, правильного овладения
грамматическими средствами языка, интонационной выразительности, связной речи.
Но нельзя забывать и о том, что ребенок много времени проводит вне детского сада.
В общении с окружающими развивается словарь и ребенок успешнее овладевает
речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.
Правильное понимание
родителями задач воспитания и обучения, тесная взаимосвязь с педагогами, знание
некоторых методических приемов, поможет родителям в организации занятий с
детьми по закреплению навыков.
Для развития
лексико-грамматического строя детей 6 – 7 лет рекомендуются следующие
речевые игры:
1. Игра «Разложи картинки»
Детям предлагаются картинки, и даётся задание
разложить их на две группы. Можно предложить серии картинок, включающие две
группы предметов. Например:
а) овощи и
фрукты;
б) домашние и дикие животные;
в) домашние и дикие птицы;
г) посуда и мебель;
д) одежда и обувь;
е) птицы и насекомые.
2. Игра «Найди лишний предмет»
Детям предлагается несколько картинок, среди
которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же
тематической группе, что другие предметы, изображённые на картинках. Дети
должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя»:
стол,
шкаф, ковёр, кресло, диван;
пальто,
шапка, шарф, сапоги, шляпа;
волк,
собака, рысь, лиса, заяц;
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый,
звонкий, смелый, отважный;
жёлтый,
красный, сильный, зелёный;
думать,
ехать, размышлять, соображать.
3. Игра «Семейная олимпиада»
Эта игра способствует
развитию словаря признаков. В эту игру интереснее играть всей семьёй, а
соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадывается любое слово,
обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно
больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?",
"какое?", "какие?". Например: трава (какая?) - зелёная,
мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная.
Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
4. «Выбери правильное слово»
Эта игра развивает мышление, речевое
внимание. Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предложи
ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово
подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, тёплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зелёные, синие, красные) маки.
Дед Мороз приходит в гости … (осенью, весной, зимой).
Поезд едет по … (дороге, воде, рельсам).
5. Игра «Найди по цвету»
Эта игра способствует
закреплению навыка согласования прилагательных с существительными в роде
и числе.
Для этой игры нам
понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Взрослый называет
цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок
находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного.
Например: красное - яблоко, кресло, платье; жёлтая - репа, краска, сумка,
рубашка; синий - василек, баклажан, карандаш, автобус, платок.
У дошкольников с ОНР отмечаются ошибки при подборе
антонимов и синонимов, так как задания на подбор антонимов и синонимов требует
достаточного объёма словаря.
6. Игра «Похожие слова»
Эта
игра способствует
расширению словаря синонимов, развитию умения
определять схожие по смыслу слова. Взрослый называет ребёнку ряд слов, и просит
определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Необходимо объяснить
ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели, а называют их так, потому что
они похожи по смыслу: приятель – друг – враг.
Грусть - радость – печаль.
Бежать - мчаться – идти.
Думать - хотеть – размышлять.
Шагать
- сидеть – ступать.
Слушать - глядеть – смотреть. Трусливый
- тихий – пугливый.
Еда - очистки – пища. Бестолковый
- маленький – глупый.
Смешной - большой -
огромный.
Старый - мудрый – умный.
Труд - завод – работа.
Танец - пляска – песня.
7. Игра «Два приятеля»
Эта игра проводится
с целью развития словаря синонимов. Предложите ребёнку придумать слова-приятели
к данным словам:
крошечный - …
(маленький)
смелый - … (храбрый)
прекрасный - …
(красивый)
здание - … (дом)
печаль - …
(грусть)
глядеть - … (смотреть)
солдат -
…(боец)
льётся - … (течёт)
прежде - …
(раньше)
идти - … (шагать)
торопиться - …
(спешить)
корм - … (еда)
8. Игра «Скажи наоборот»
Для расширения
словаря антонимов можно использовать игру «Скажи наоборот». Для этой игры вам
понадобится мяч. Взрослый бросает мяч ребёнку и произносит слово. Ребенок,
возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению: одеть – (раздеть),
поднять – (опустить), бросить – (поймать), спрятать – (найти), положить –
(убрать), дать – (взять), купить – (продать), налить – (вылить).
Предложите ребёнку придумать слова – «неприятели» к
данным словам:
1)
День, утро, восход, весна, зима, добро, друг, грязь, жара, мир, правда,
радость, вдох, выдох, юг, польза, грязь, великан, богач, трусость.
2)Войти, говорить, взял, нашёл, забыл,
уронил, насорил, ложиться, одеваться, мириться, опускать, помогать, смеяться,
залетать, закрывать, включать, входить, хвалить, заснуть, разрешать.
3) большой, белый, высокий, весёлый, тёмный,
горький, добрый, здоровый, новый, молодой, острый, толстый, широкий, сухой,
смелый, твёрдый, чистый, яркий, красивый, хороший.
4) Близко, редко, медленно, рано, темно,
низко, легко, можно, трудно, радостно, много, плохо, сухо, широко, ярко,
высоко, чисто, мокро, светло, быстро.
Таким образом, использование игр для развития речи детей
в домашних условиях, способствует закреплению полученных знаний и навыков.
подготовила: О.М. Линькова заместитель
заведующего по ВМР
|