какие праздники в мае 2018
Проект ФЗ "Об образовании"

Проект ФЗ «Об образовании»
Образовательные ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 
Центр информационных технологий 
Департамент образования мэрии городского округа Тольятти 
АСУ РСО 
 
ТолВики
 
Министерство образования и науки Российской Федерации
 
Счетчик посещений
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня5
mod_vvisit_counterВчера0
mod_vvisit_counterНа этой неделе5
mod_vvisit_counterВ этом месяце9
mod_vvisit_counterВсего537108
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Игры для развития речи

В дошкольном учреждении ведется работа по формированию звукопроизношения, правильного овладения грамматическими средствами языка, интонационной выразительности, связной речи. Но нельзя забывать и о том, что ребенок много времени проводит вне детского сада. В общении с окружающими развивается словарь и ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.  

Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, тесная взаимосвязь с педагогами, знание некоторых методических приемов, поможет родителям в организации занятий с детьми по закреплению навыков.

Для  развития  лексико-грамматического строя  детей 6 – 7 лет рекомендуются следующие речевые игры:

1. Игра «Разложи картинки»

   Детям предлагаются картинки, и даётся задание разложить их на две группы. Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например:

   а) овощи и фрукты;             

   б) домашние и дикие животные;

   в) домашние и дикие птицы;

   г) посуда и мебель;

   д) одежда и обувь;

   е) птицы и насекомые.

  2. Игра «Найди лишний предмет»

   Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не  относящийся к той же тематической группе, что другие предметы, изображённые на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя»:

         стол, шкаф, ковёр, кресло, диван;

         пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

         волк, собака, рысь, лиса, заяц;

         грустный, печальный, унылый, глубокий;

         храбрый, звонкий, смелый, отважный;

         жёлтый, красный, сильный, зелёный;

         думать, ехать, размышлять, соображать.

3. Игра «Семейная олимпиада»

      Эта игра способствует развитию словаря признаков. В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

      Загадывается любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая?) - зелёная, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная.  Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

4. «Выбери правильное слово»

     Эта игра развивает мышление, речевое внимание. Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предложи ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

     Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, тёплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зелёные, синие, красные) маки.

Дед Мороз приходит в гости … (осенью, весной, зимой).

Поезд едет по … (дороге, воде, рельсам).

5.  Игра «Найди по цвету»

      Эта игра способствует закреплению навыка согласования прилагательных  с существительными в роде и числе.

      Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Взрослый называет цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: красное  - яблоко, кресло, платье; жёлтая - репа, краска, сумка, рубашка; синий - василек, баклажан, карандаш, автобус, платок.

У дошкольников с ОНР отмечаются ошибки при подборе антонимов и синонимов, так как задания на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объёма словаря.

6.  Игра «Похожие слова»

     Эта      игра     способствует  расширению  словаря  синонимов,  развитию  умения определять схожие по смыслу слова. Взрослый называет ребёнку ряд слов, и просит определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Необходимо объяснить ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели, а называют их так, потому что они похожи по смыслу: приятельдруг – враг.
Грусть - радость – печаль.                                   Бежать - мчаться – идти.
Думать - хотеть – размышлять.                                   Шагать - сидеть – ступать.
Слушать - глядеть – смотреть.                           Трусливый - тихий – пугливый.
Еда - очистки – пища.                                  Бестолковый - маленький – глупый.
Смешной - большой - огромный.                        Старый - мудрый – умный.
Труд - завод – работа.                                          Танец - пляска – песня.                  

7. Игра «Два приятеля»

       Эта игра проводится с целью развития словаря синонимов. Предложите ребёнку придумать слова-приятели к данным словам:

крошечный - … (маленький)                      смелый - … (храбрый)

прекрасный - … (красивый)                       здание - … (дом)

печаль - … (грусть)                                     глядеть - … (смотреть)

солдат - …(боец)                                         льётся - … (течёт)

прежде - … (раньше)                                  идти - … (шагать)

торопиться - … (спешить)                          корм - … (еда)

8. Игра «Скажи наоборот»

       Для расширения словаря антонимов можно использовать игру «Скажи наоборот». Для этой игры вам понадобится мяч. Взрослый бросает мяч ребёнку и произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению: одеть – (раздеть), поднять – (опустить), бросить – (поймать), спрятать – (найти), положить – (убрать), дать – (взять), купить – (продать), налить – (вылить).

Предложите ребёнку придумать слова – «неприятели» к данным словам:

   1) День, утро, восход, весна, зима, добро, друг, грязь, жара, мир, правда, радость, вдох, выдох, юг, польза, грязь, великан, богач, трусость.

   2)Войти, говорить, взял, нашёл, забыл, уронил, насорил, ложиться, одеваться, мириться, опускать, помогать, смеяться, залетать, закрывать, включать, входить, хвалить, заснуть, разрешать.

   3) большой, белый, высокий, весёлый, тёмный, горький, добрый, здоровый, новый, молодой, острый, толстый, широкий, сухой, смелый, твёрдый, чистый, яркий, красивый, хороший.

   4) Близко, редко, медленно, рано, темно, низко, легко, можно, трудно, радостно, много, плохо, сухо, широко, ярко, высоко, чисто, мокро, светло, быстро.

Таким образом, использование игр для развития речи детей в домашних условиях, способствует закреплению полученных знаний и навыков.

 

подготовила: О.М. Линькова заместитель заведующего по ВМР

 
След. »
Логотип
Главная
Общие сведения
Нормативное сопровождение
Образовательная деятельность
Коррекционная работа
Наши педагоги
История, традиции, достижения
Новости
Опросник
Творчество детей
Работа с родителями
Фотогалерея
Полезные ресурсы
Гостевая книга
Напишите нам!
Поиск по сайту
Форум
Карта сайта