РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ Методические указания. Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить. Подбор стихотворений должен осуществляться с учетом интеллектуальных и речевых возможностей детей. При выборе стихотворного материала, прежде всего, необходимо обратиться к народному творчеству - песенкам, шуткам, прибауткам.
Методические указания к разучиванию стихотворений детьми с общим недоразвитием речи: 1. Каждое новое стихотворение должно быть сначала выразительно прочитано логопедом (наизусть). 2. После прочтения стихотворения логопед говорит, что это стихотворение дети будут заучивать наизусть. Затем еще раз читает это стихотворение. 3. Далее логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить его основную мысль. 4. После этого логопед выясняет, какие слова детям непонятны, в доступной форме объясняет их значение. 5. Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Дети проговаривают ее хором, а потом индивидуально. Логопед обязательно учитывает индивидуальные возможности детей, поэтому в числе первых рассказывает стихотворение тот ребенок, который запоминает быстрее других. 6. Очень часто логопед использует стихи для закрепления произношения каких-то звуков. В этом случае он просит детей назвать все слова стихотворения, в которых
встречается тот или иной звук. 7. Заучивание стихов развивает у детей чувство ритма, поэтому полезно просить детей отхлопывать или отстукивать ритм. При заучивании стихотворений используются игровые приемы: 1. Один ребенок выразительно рассказывает стихотворение, например: Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Сидит ворон на дубу. Он играет во трубу Во серебряную. Второй ребенок в это время подражает ворону: залезает на дуб (стул), имитирует игру на трубе, отстукивает ритм. 2. К знакомым детям стихам логопед подбирает соответствующие картинки. Картинки выставляются на доске, и логопед читает стихотворение. Дети должны найти соответствующую картинку и прочитать это стихотворение еще раз. Например, выставлены картинки с изображением подснежника, белочки, кораблика и т.д. Логопед читает стихотворение (отрывок): Плывет, плывет кораблик, Кораблик золотой, Везет, везет подарки, Подарки нам с тобой. (С. Маршак) Дети выбирают картинку, на которой нарисован кораблик, подают ее логопеду, и кто-нибудь выразительно читает стихотворение. 3. В целях лучшего запоминания стихотворений можно предложить такой прием работы. На наборном полотне выставляется несколько картинок или игрушек. Дети должны вспомнить про каждую из них стихотворение. Например, выставлены игрушки: самолет, мишка, лошадка, петушок и т.д. Дети выходят и рассказывают про выбранную игрушку стихотворение. Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу - Потому что он хороший. Самолет построим сами Понесемся над лесами. Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме. {А. Барто. Игрушки) На определенном этапе речевого развития детям можно предложить для проговаривания скороговорки, сначала наиболее простые, короткие и несложные в произношении.
Примерный лексический материал Серая кошка сидит на окошке. Наша кошка на окошке ушки моет. Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. У нашего мишки в мешке большие шишки. Ты нас, мама, не ищи: щиплем щавель мы на щи. В дальнейшем скороговорки усложняются. Примерный лексический материал Проворонила ворона вороненка. На дворе трава, на траве дрова. Сыворотка из-под простокваши. Летят три пичужки через три пустые избушки. Курочка - рябушка, не садись под порожком, а садись под окошком. Кукушка кукушонку купила капюшон. Собирала Маргарита маргаритки на дворе, растеряла Маргарита маргаритки на горе. На начальных этапах работы со стихотворениями в текст можно вставлять имя ребенка. Например: Водичка, водичка, Умой мое (Лизе, Маше, Саше и т.д.) личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Или: Наша Маша (Таня, Катя и т.д.) маленька, На ней шубка аленька, Опушка бобровая, Маша чернобровая. Или: Юля, (Таня, Валя) плохо кушает, Никого не слушает... Для детей с общим недоразвитием речи полезно заучивание стихотворений в лицах: это помогает лучшему осмыслению их содержания, выработке правильной интонации речи, большей ее выразительности. Например; ЗАЯЦ-БАРАБАНЩИК За уши зайца Несут к барабану. Заяц ворчит: - Барабанить не стану! Нет настроения, Нет обстановки, Нет подготовки, Не вижу морковки. В. Берестов Учитель-логопед Л.В.Милютина |