Проект ФЗ "Об образовании"

Проект ФЗ «Об образовании»
Образовательные ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 
Центр информационных технологий 
Департамент образования мэрии городского округа Тольятти 
АСУ РСО 
 
ТолВики
 
Министерство образования и науки Российской Федерации
 
Счетчик посещений
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня5
mod_vvisit_counterВчера0
mod_vvisit_counterНа этой неделе5
mod_vvisit_counterВ этом месяце9
mod_vvisit_counterВсего537108
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Развитие речи детей 3 года жизни

Развитие речи детей третьего года жизни

 На третьем году жизни в развитии речи детей происходят значительные усложнения: они овладевают  грамматическим строем речи, способны легко усваивать многие звуки и закреплять их произношение в собственной  речи. Понимание речи взрослых становится качественно новым: ребёнок начинает прислушиваться к том, о чём говорят между собой взрослые, ему нравится слушать сказки, стихи, рассказы.

Многие дети в этом возрасте приходят в дошкольное образовательное учреждение. Теперь уже родители вместе с воспитателем помогают ребёнку овладеть речевыми навыками:

  • способствуют пониманию обращённой речи, расширяют пассивный словарь;
  • способствуют развитию активной речи, расширяют активный словарь;
  • формируют грамматический строй речи, учат связной речи;
  • формируют интонационную выразительность речи: учат говорить в определённом темпе, регулировать громкость и силу голоса;
  •  учат правильному произношению звуков речи.

Словарный запас ребёнка 2 - 2,5 года составляет в среднем 250 - 280 слов. К 3 годам он увеличивается в 3 - 3,5 раза. Чтобы словарный запас возрастал, необходимо вызвать у детей потребность в речевом общении как в детском саду, так и в семье, побуждать обращаться с просьбой или вопросами.

       Сами взрослые в разговоре должны употреблять все части речи, усложнять грамматическую форму высказываний, давая образец для подражания.

         В этом возрасте слово приобретает собирательное значение (игрушки, одежда, фрукты, мебель, посуда, транспорт т т. п.). Чтобы помочь малышу овладеть собирательными именами существительными, функцией обобщения в речи, необходимо ставить его в различные ситуации в системе разнообразных связей и отношений, в разных видах деятельности. Так знакомые слова  «оживают» в ассоциациях, возникающих на основе личностного, опыта.

        В этом возрасте дети уже способны помнить не только недавнее, но и более отдалённое прошлое (например, как отдыхал летом у бабушки на даче и т. д.), поэтому в своей речи они опираются на память, воображение, развивающееся наглядно - образное мышление.

        Расширяя значения слов (в доступных ребёнку пределах), учите высказывать элементарные суждения. Для этого чаще задавайте ребёнку вопросы, они позволят выстроить «логику» вашего диалога с ним.

       Третий год жизни наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи. Чтобы научить ребёнка хорошо произносить звуки, отчётливо и ясно произносить слова, говорить выразительно, надо развивать слуховое восприятие.

       Малыш должен научиться слышать и слушать речь окружающих, различать различные звуки, громкость и скорость их произношения.

      Специалисты рекомендуют начинать с уточнения и закрепления правильного произношения звуков.

      В начале это гласные звуки: а, у, и, о;

 простые в артикуляционном отношении согласные: м, п, б, ф, в.

      Конечно занятия должны проходить в виде игры, чтобы малышу было не скучно повторять звуки и слоги: «у-у-у» - паровоз; «би-би-би» - машина и т. П.

      Закреплять отработанные звуки надо в словах. Важно чтобы не только звук, но и слово звучали внятно и чётко.

      Учите чёткому произношению слов в предложении.

Вам необходимо знать о том, речевые возможности маленьких детей индивидуальны: что удается одним, не под силу другим.

       Вы заметили, что в речи вашего ребёнка присутствует торопливость, он не умеет регулировать громкость речи? Тогда используйте речевые задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью.

     Не забывай те что поэтический фольклор для самых маленьких (песенки, пестушки, потешки, сказочки и др.) эмоционально обогащает ребёнка , воспитывает чуткое восприятие родного языка.

     С самого раннего возраста ребёнок должен слышать произведения устного народного творчества.

     В заключение приведём пример речевого занятия с ребёнком 2,5 - 3 лет.

 «Кто в гости пришёл?»

Цель: развивать речевые возможности голосового аппарата; ввести приём звукоподражаний, имитирующих голоса знакомых животных, развивать воображение, создавая образ этих животных, имитируя их движения и повадки; формировать дикцию; активизировать речевой слух.

Материал: игрушки: зайчик, собачка, кошка.

Часть 1.

Мама держит завёрнутого в пелёнку игрушечного зайчика. Обращается к малышу: «Я кого-то принесла в пелёнке. Нет, это не Алёнка, хотя и в пелёнке. Давай отгадаем: беленький, пушистый, длинные ушки, коротенький хвостик. Кто к нам вчера приходил? С кем ты за лапу здоровался? Правильно Зайка!». (показывает игрушку)

Часть 2.

Мама просит ребёнка назвать игрушку «Зайка», поздороваться с ним за лапу. Предлагает повторить новые слова, производные от слова «зайка»: «зайчик», «зайчонок», зайчишка».

Часть 3.

Ребёнок выполняет движения в соответствии с текстом, который с выражением читает взрослый.

«Зайка беленький сидит              ребёнок прикладывает

 И ушами шевелит.                ладошки к голове, шевелит

Вот так, вот так!                                         ушками.

И ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,                  хлопает в ладоши.

Надо лапоньки погреть.

Вот так, вот так!

Надо лапоньки погреть!

Часть 4.

Мама обращается к зайке: «Зайка, ты обещал прийти в гости с друзьями».

Зайка отвечает: «Под пелёнкой кто-то прячется. Этот кто-то громко, громко лает: «Ав-ав». Чужих в дом не пускает: «Ав-ав», хвостиком виляет: «Ав-ав!». А ещё он Алёшу играть вызывает: «Ав-ав!». (Показывает игрушку.)

Кто это? Собачка! Как лает собачка? («Ав-ав».) Как лает большая собачка? Правильно. Громко: «Ав-ав!». А маленькая? Тихо: «Ав-ав». (Малыш повторяет звукосочетания, изменяя силу голоса.)

Часть 5.

Мама спрашивает: «А кто прячется под стулом? Кто говорит: «Мяу-мяу! Мышей ловлю, молочка люблю!»? Правильно, кошка».

Ребёнок по просьбе взрослого имитирует голос большой и маленькой кошки, показывает, как кошка тихонько бегает на своих мягких лапках.

Часть 6.

Мама выставляет перед малышом три игрушки: зайчика, кошку, собачку. Просит показать и назвать каждую игрушку. Обращает внимание на их отличительные признаки: «У зайчика длинные ушки, у кошки - короткие. У зайчика короткий хвостик, у кошки и собачки - длинные хвосты. Собачка лает, а кошка мяукает».

Ребёнок повторяет звукосочетания громко и тихо.

 Часть 7.

Мама предлагает показать друзей на машине.

Далее занятие переходит в игру и разворачивается ситуативно, по замыслу самого ребёнка. Мама включается в игру, поощряет инициативу малыша.

Примечание. Аналогичные занятия можно провести с использованием других игрушек

(корова, свинья, коза и т. п.).

Меняйте сюжетную линию по ходу занятия, ориентируясь на потребности и возможности своего ребёнка.

И помните: для него это игра.

 

 
« Пред.
Логотип
Главная
Общие сведения
Нормативное сопровождение
Образовательная деятельность
Коррекционная работа
Наши педагоги
История, традиции, достижения
Новости
Опросник
Творчество детей
Работа с родителями
Фотогалерея
Полезные ресурсы
Гостевая книга
Напишите нам!
Поиск по сайту
Форум
Карта сайта