Развитие речи детей третьего года жизни На третьем году жизни в развитии речи детей происходят значительные усложнения: они овладевают грамматическим строем речи, способны легко усваивать многие звуки и закреплять их произношение в собственной речи. Понимание речи взрослых становится качественно новым: ребёнок начинает прислушиваться к том, о чём говорят между собой взрослые, ему нравится слушать сказки, стихи, рассказы. Многие дети в этом возрасте приходят в дошкольное образовательное учреждение. Теперь уже родители вместе с воспитателем помогают ребёнку овладеть речевыми навыками: Словарный запас ребёнка 2 - 2,5 года составляет в среднем 250 - 280 слов. К 3 годам он увеличивается в 3 - 3,5 раза. Чтобы словарный запас возрастал, необходимо вызвать у детей потребность в речевом общении как в детском саду, так и в семье, побуждать обращаться с просьбой или вопросами. Сами взрослые в разговоре должны употреблять все части речи, усложнять грамматическую форму высказываний, давая образец для подражания. В этом возрасте слово приобретает собирательное значение (игрушки, одежда, фрукты, мебель, посуда, транспорт т т. п.). Чтобы помочь малышу овладеть собирательными именами существительными, функцией обобщения в речи, необходимо ставить его в различные ситуации в системе разнообразных связей и отношений, в разных видах деятельности. Так знакомые слова «оживают» в ассоциациях, возникающих на основе личностного, опыта. В этом возрасте дети уже способны помнить не только недавнее, но и более отдалённое прошлое (например, как отдыхал летом у бабушки на даче и т. д.), поэтому в своей речи они опираются на память, воображение, развивающееся наглядно - образное мышление. Расширяя значения слов (в доступных ребёнку пределах), учите высказывать элементарные суждения. Для этого чаще задавайте ребёнку вопросы, они позволят выстроить «логику» вашего диалога с ним. Третий год жизни наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи. Чтобы научить ребёнка хорошо произносить звуки, отчётливо и ясно произносить слова, говорить выразительно, надо развивать слуховое восприятие. Малыш должен научиться слышать и слушать речь окружающих, различать различные звуки, громкость и скорость их произношения. Специалисты рекомендуют начинать с уточнения и закрепления правильного произношения звуков. В начале это гласные звуки: а, у, и, о; простые в артикуляционном отношении согласные: м, п, б, ф, в. Конечно занятия должны проходить в виде игры, чтобы малышу было не скучно повторять звуки и слоги: «у-у-у» - паровоз; «би-би-би» - машина и т. П. Закреплять отработанные звуки надо в словах. Важно чтобы не только звук, но и слово звучали внятно и чётко. Учите чёткому произношению слов в предложении. Вам необходимо знать о том, речевые возможности маленьких детей индивидуальны: что удается одним, не под силу другим. Вы заметили, что в речи вашего ребёнка присутствует торопливость, он не умеет регулировать громкость речи? Тогда используйте речевые задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. Не забывай те что поэтический фольклор для самых маленьких (песенки, пестушки, потешки, сказочки и др.) эмоционально обогащает ребёнка , воспитывает чуткое восприятие родного языка. С самого раннего возраста ребёнок должен слышать произведения устного народного творчества. В заключение приведём пример речевого занятия с ребёнком 2,5 - 3 лет. «Кто в гости пришёл?» Цель: развивать речевые возможности голосового аппарата; ввести приём звукоподражаний, имитирующих голоса знакомых животных, развивать воображение, создавая образ этих животных, имитируя их движения и повадки; формировать дикцию; активизировать речевой слух. Материал: игрушки: зайчик, собачка, кошка. Часть 1. Мама держит завёрнутого в пелёнку игрушечного зайчика. Обращается к малышу: «Я кого-то принесла в пелёнке. Нет, это не Алёнка, хотя и в пелёнке. Давай отгадаем: беленький, пушистый, длинные ушки, коротенький хвостик. Кто к нам вчера приходил? С кем ты за лапу здоровался? Правильно Зайка!». (показывает игрушку) Часть 2. Мама просит ребёнка назвать игрушку «Зайка», поздороваться с ним за лапу. Предлагает повторить новые слова, производные от слова «зайка»: «зайчик», «зайчонок», зайчишка». Часть 3. Ребёнок выполняет движения в соответствии с текстом, который с выражением читает взрослый. «Зайка беленький сидит ребёнок прикладывает И ушами шевелит. ладошки к голове, шевелит Вот так, вот так! ушками. И ушами шевелит! Зайке холодно сидеть, хлопает в ладоши. Надо лапоньки погреть. Вот так, вот так! Надо лапоньки погреть! Часть 4. Мама обращается к зайке: «Зайка, ты обещал прийти в гости с друзьями». Зайка отвечает: «Под пелёнкой кто-то прячется. Этот кто-то громко, громко лает: «Ав-ав». Чужих в дом не пускает: «Ав-ав», хвостиком виляет: «Ав-ав!». А ещё он Алёшу играть вызывает: «Ав-ав!». (Показывает игрушку.) Кто это? Собачка! Как лает собачка? («Ав-ав».) Как лает большая собачка? Правильно. Громко: «Ав-ав!». А маленькая? Тихо: «Ав-ав». (Малыш повторяет звукосочетания, изменяя силу голоса.) Часть 5. Мама спрашивает: «А кто прячется под стулом? Кто говорит: «Мяу-мяу! Мышей ловлю, молочка люблю!»? Правильно, кошка». Ребёнок по просьбе взрослого имитирует голос большой и маленькой кошки, показывает, как кошка тихонько бегает на своих мягких лапках. Часть 6. Мама выставляет перед малышом три игрушки: зайчика, кошку, собачку. Просит показать и назвать каждую игрушку. Обращает внимание на их отличительные признаки: «У зайчика длинные ушки, у кошки - короткие. У зайчика короткий хвостик, у кошки и собачки - длинные хвосты. Собачка лает, а кошка мяукает». Ребёнок повторяет звукосочетания громко и тихо. Часть 7. Мама предлагает показать друзей на машине. Далее занятие переходит в игру и разворачивается ситуативно, по замыслу самого ребёнка. Мама включается в игру, поощряет инициативу малыша. Примечание. Аналогичные занятия можно провести с использованием других игрушек (корова, свинья, коза и т. п.). Меняйте сюжетную линию по ходу занятия, ориентируясь на потребности и возможности своего ребёнка. И помните: для него это игра.
|