Память – это
когнитивный процесс, выполняющий функции запоминания, забывания, сохранения и
воспроизведения материала. Память лежит в основе обучения и воспитания,
приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков.
Младший дошкольный
возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию
и воспроизведению информации. Память дошкольников носит в основном
непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу
запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно
запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность.
Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и
зависят от характера его деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь
для крохи какое-то значение - чем больше эта информация соприкасается с его
интересами, тем легче он ее запомнит.
Вот чем объясняется легкость, с которой 3-5
летние детишки запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все
необычное и красочное.
Приемы запоминания и припоминания ребенок не
изобретает сам, их организует взрослый. Ребенку надо помогать запоминать, его
надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним
из главных условий для последующей успешной адаптации ребенка к школе, к
учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у
детей эти способности, чтобы способствовать развитию всех видов памяти.
Предлагаем игры для
развития памяти:
1. Первая группа заданий. Выставьте на
столе 5-6 любых предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них и
закрыть глаза. В этот момент уберите один из предметов или добавьте новый, или
просто переставьте их местами. Открывшему глаза ребенку нужно найти изменения.
2. Возможен более легкий вариант - в таблице
нарисованы разноцветные цветочки (машинки, кораблики). Закройте лист и
спросите, какого цвета, в какой клеточке был предмет. Можно предложить ребёнку
картинку, на которой изображено много предметов различного цвета. Картинку
закройте, а ребенок пусть вспомнит, какого цвета был домик, какого кошка.
Возможен вариант наоборот - что было зелёного цвета, что розового.
3. Читая сказки, нужно обязательно рассматривать
иллюстрации. После этого можно задать ребёнку вопросы по ним. Попросите его
назвать сказки, в которых встречаются поросята, волк, лиса, принцесса и т.д.
Или другой вариант - перечислите героев какой-либо сказки, естественно
известной ему (дровосек, волк, бабушка и т.д.), и попросите угадать, что это за
сказка.
4. Также, рассказывая известную сказку,
что-нибудь «перепутайте», пусть ребёнок уличит вашу ошибку.
5. Еще одна группа упражнений связана с
тактильными ощущениями. Например, лежа в постели, пальцем нарисуйте у ребёнка
на спине цветочек, солнышко и попросите назвать его. Или закройте малышу глаза
попросите на ощупь назвать предмет, который вы будете давать ему в руки.
6. Игра «Кто еще?». Например, на вопрос «Кто
летает?» ребенок отвечает: «Бабочка летает, муха летает, самолет летает» или «У
тебя красное платьице, а где еще ты видишь красный цвет?». Ребенок отвечает:
«Красный флажок, красные кубики, красный арбуз».
Главным же условием работы является сохранение
дружелюбной эмоциональной атмосферы. Старайтесь сделать занятия с ребенком игровыми,
веселыми, интересными. Тогда они станут источником радости и помогут развить у
вашего сына или дочери не только память, но и мышление, воображение,
восприятие.
Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже выполняли
эти задания, родители должны быть к этому готовы. Взрослым это тоже не
помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если будет
выполнять задания не один. Лучше всего заниматься ежедневно по 15-20 минут.
Нужно хвалить ребёнка
за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям.
подготовила: О.М.
Линькова заместитель заведующего по ВМР
|