Роль
семьи в воспитании ребенка
Современный мир с его экономическими кризисами, постоянными стрессами и
прочими «прелестями» цивилизации истощает людей физически, эмоционально и
духовно, поэтому им все труднее
воспитывать детей. Именно дети, которые наиболее
уязвимы и больше всего нуждаются в любви, тяжелее всего страдают в этом мире.
Кто воспитывает наших детей? Разумеется,
прежде всего, мы сами, родители. На
первых порах эта роль принадлежит нам всецело, позже мы делим ее с
разнообразными общественными институтами, однако пока ребенок не повзрослеет,
наша роль остается главной и решающей.
Каким человеком станет
беспомощный комочек плоти, появившийся на свет без разума и воли, зависит от
того, каким его воспитают родители, какое педагогическое влияние они на него
окажут, в какой семейной атмосфере будет проходить социализация.
В жизни
каждого человека семья является первой устойчивой группой родных и близких
людей, играющих главенствующую роль, и является для ребенка первой ступенькой
социализации и становления его
самосознания. Здесь ребенок приобретает умения и навыки в общении и
человеком взаимопонимании, здесь
закладывается нравственный облик
и профессиональное самоопределение.
Практика
показывает, что надо как можно больше
говорить о лучших и дружных семьях, пропагандировать опыт добрых и уважительных
отношений. Откуда брать опыт? Из общения с талантливыми родителями. Они могут
поведать нам множество эпизодов, когда банальные семейные конфликты разрешаются
творчески, открывая и в детях и во взрослых неожиданные черты и способы.
В основе любых человеческих отношений лежит любовь.
Родительская любовь должна быть мудра и
терпелива. Недостаточно только родить ребенка,
подарить ему физическую жизнь, надо суметь открыть ему пути к любви, к
внутренней свободе, вере и совести, ко всему тому, что составляет источник
духовного характера и истинного счастья.
Родительская любовь должна
строиться на понимании и уважении личности ребенка, желание понять и оценить
мир его глазами. Только тогда находится общий язык, и изживаются противоречия
между двумя поколениями. Стать мудрым другом и наставником своего чада,
стараться не навязчиво, мягко направлять
мысли ребенка в правильное русло, не
уничтожая его собственной инициативы, - вот условия истинной родительской
любви.
Именно
в семье зарождаются основы общения
ребенка с окружающим людьми, формируется характер, закрепляются правила
поведения. Современные исследования показывают, что у работающих родителей на
воспитание детей ежедневно остается в среднем 17 минут. И чаще всего родители
тратят их на проверку уроков или чтение
нотаций.
Листая страницы истории,
убеждаемся, что в народной педагогике никогда не отводилось специального
времени на воспитание в семье. Во
все времена воспитывали образом
жизни, образом мысли.
Нет
таких родителей, которые бы сознательно добивались того, чтобы их ребенок рос
черствым и грубым. Безусловно, мы
все в силу своих возможностей занимаемся воспитанием, но не всегда получается
так, как хотелось бы. Часто родители слишком торопятся укорять своих детей в
неблагодарности, а у детей эти слова вызывают лишь агрессию.
Семейное
воспитание – это не мораль и нотации, а постоянное общение с ребенком при
условии соблюдения общечеловеческой морали. «Величайшая ошибка, какую только можно
сделать в деле воспитания – чересчур торопиться» - сказал известный педагог прошлого Руссо. Кто не
может взять лаской, не сможет взять и строгостью.
Принципиально
важно знать родителям то, что ребенок с самого рождения исключительно
эмоционально чувствителен, а его эмоциональное состояние определяется тем, как
он видит свой мир: своих родителей, свой
дом, самого себя. Если его мир
враждебный, отталкивающий, не любящий, то тревожность влияет на его речь,
поведение, способность общаться и учиться. Своим поведением ребенок постоянно
спрашивает родителей: « Вы меня любите?». И ответ для него исключительно важен.
Он должен диктоваться не только чувством безусловной любви, но и поведением
родителей, проявляющих в своих поступках
безоговорочную любовь.
Второе принципиально важное для родителей понятие:
каждый ребенок имеет эмоциональный резервуар. Иначе говоря, у него есть
определенные эмоциональные потребности,
и то, насколько эти потребности ежедневно удовлетворяются (через любовь,
внимание, понимание) определяет многое в поведении ребенка (послушный,
капризный, веселый, замкнутый) и то, что
он чувствует (злой, грустный, радостный). Естественно, чем полнее эмоциональный
резервуар, тем положительнее чувства и тем лучше поведение. Только если
эмоциональный резервуар ребенка полон, он будет чувствовать себя наилучшим
образом и соответственно развиваться. Ответственность за полноту эмоционального
резервуара несут родители.
Родители
должны понять, что дети отражают любовь: если они ее получают, они же ее
возвращают. Безоговорочная любовь отражается безоговорочно, а условная любовь и
возвращается условно (например, ребенок только иногда делает то, что от него
хотят родители, когда они выполняют его требования).
Существует четыре основные передачи безусловной любви: контакт «глаза в глаза», физический
контакт, пристальное внимание и дисциплина. Все эти пункты одинаково важны и не «не работают» один без
другого,
что – то одно за счет другого. Очень важно не путать
дисциплину с наказанием: это отнюдь не синонимы.
Контакт «глаза в глаза».
Он важен не только для
установления взаимосвязи, но (и это существенно!) для удовлетворения
эмоциональных потребностей ребенка. Чем больше и чаще родители смотрят ребенку
в глаза, выражая свою безусловную
любовь, тем полнее эмоциональный резервуар ребенка. Глубочайшая ошибка –
использование контакта глаз для выражения порицания и наказания ребенка.
Физический контакт.
Совсем не обязательно целоваться
и обниматься, вполне достаточно похлопать по плечу, взять за руку, просто
дотронуться, погладить по голове, потрепать по волосам – все это подкрепляет
эмоциональную уверенность ребенка и дает возможность проявить на деле свою
безоговорочную любовь к нему. Ребенок может запомнить на всю жизнь, как мать и
отец в детстве целовали его на ночь, их
колыбельные песни, ласковые слова, прикосновения и прочие проявления искреннего
родительского чувства. Для мальчиков непосредственный контакт (поцелуи,
объятия) очень важны в первые годы жизни. А для девочек в критический возраст,
когда им больше всего нужны ласка и внимание родителей – 11 – 12 лет.
Пристальное внимание.
Родители полностью сконцентрированы на своем ребенке
(и на каждом по отдельности, если их несколько). Это жизненно важно для
развития самооценки у ребенка, влияет на способности правильно относиться к
другим и любить их. Не получая пристального внимания от родителей,
ребенок излишне тревожиться, он чувствует, что все на свете важнее для его родителей, чем он, поэтому отстает в эмоциональном, психическом
развитии, хуже контактирует со сверстниками
и более замкнут. Хорошие
родители тем и отличаются от обычных,
что выкраивают время для воспитания
своих детей , в том числе уделяя им пристальное, сконцентрированное внимание,
обеспечивающее эмоциональное равновесие ребенка. Для старших детей требуется
больше внимания, но это окупается и более спокойным периодом отрочества.
Дисциплина.
Воспитание дисциплины у ребенка
следует понимать как тренировки психики
ума и характера, для того чтобы он вырос конструктивно мыслящим и действующим членом общества, умеющим
контролировать себя.
Иногда взаимоотношения между
родителями и детьми перерастают в битву противостояния воли и характера. Прежде
чем наказать ребенка, родители должны разобраться, что неправильно в их
взаимоотношениях и, чего они могут ожидать и требовать от своего
ребенка. Сначала используйте все
доступные вами меры добровольной дисциплины и только в крайнем случае (а лучше
никогда, если вы хотите, чтобы ребенок
вас любил и уважал) прибегать к наказаниям.
Надо
всегда помнить, что недостаток твердости у родителей и незнание границ, а вовсе
не любовь и нежность вырабатывают у
ребенка вседозволенность.
Вспомните, как
вы встречаете ребенка из школы. Скорее всего, мы задаем ему вопрос: «Какие
оценки принес?» или « Двоек не нахватал?», а если задать более нейтральные,
не оскорбительные вопросы типа «Как прошел день?», « Что хорошего в школе?».
Эти вопросы позволяют самим детям определять, что рассказать нам, не прибегая к
уловкам и лжи. Кстати сказать, 50% детской лжи, связанной с оценками,
объясняется страхом перед наказанием или нежелание огорчать родителей.
Представьте, дети лгут, терпят наказание, оберегая нас, родителей.
Бесспорно,
нелегко дается воспитание. Но не стоит откладывать на потом налаживание
отношений и чем порочнее они станут, тем
спокойнее будет в вашем доме. Каждую минуту общения с ребенком стоит помнить,
что решающую роль в воспитании ребенка все же играет личный пример родителей. Если
в семье царит вера друг в друга, если
родители поддерживают друг друга, радуются и
огорчаются друг за друга – дети
заражаются этим духом и им успешно дается трудная наука побеждать в жизни.
Говоря
с детьми, мы говорим о себе и о своем, о том, что по нашему мнению хорошо, а что плохо. Причем
мы это делаем с таким нажимом, что результат бывает прямо противоположным тому,
какой мы ожидаем. А если зайти с другой стороны? Поговорить с детьми на равных, дать понять, что мы их
любим и уважаем их мнение.
Помните, «ребенок учится тому,
что видит у себя в дому, и родители пример тому». Измените себя к
лучшему, ведь вы сами, вероятно,
иногда подаете плохой пример. Подавайте же детям добрый пример! Эту истину
знают все, но почему – то предпочитают
ее забывать.
Уважайте в своем ребенке личность, постарайтесь
привить любовь к себе на основе дружбы и взаимопонимания. В родителях ребенок
должен видеть не диктатора, а нежно любящего, заботливого друга и наставника в
жизни.
Источник: Научно-популярная серия для родителей
«Педагогика и психология»
|