Взято тут http://detskii-mir55.ru
Проект ФЗ "Об образовании"

Проект ФЗ «Об образовании»
Образовательные ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 
Центр информационных технологий 
Департамент образования мэрии городского округа Тольятти 
АСУ РСО 
 
ТолВики
 
Министерство образования и науки Российской Федерации
 
Счетчик посещений
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня5
mod_vvisit_counterВчера0
mod_vvisit_counterНа этой неделе5
mod_vvisit_counterВ этом месяце9
mod_vvisit_counterВсего537108
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Роль семьи в воспитании ребенка

Роль семьи  в воспитании   ребенка

 

Современный мир с его экономическими кризисами, постоянными стрессами и прочими «прелестями» цивилизации истощает людей физически, эмоционально и духовно, поэтому им все  труднее воспитывать детей. Именно дети, которые  наиболее уязвимы и больше всего нуждаются в любви, тяжелее всего страдают в этом мире.

            Кто  воспитывает наших детей? Разумеется, прежде  всего, мы сами, родители. На первых порах эта роль принадлежит нам всецело, позже мы делим ее с разнообразными общественными институтами, однако пока ребенок не повзрослеет, наша роль остается главной и  решающей.

Каким человеком станет беспомощный комочек плоти, появившийся на свет без разума и воли, зависит от того, каким его воспитают родители, какое педагогическое влияние они на него окажут, в какой семейной атмосфере будет проходить социализация.

В жизни каждого человека семья является первой устойчивой группой родных и близких людей, играющих главенствующую роль, и является для ребенка первой ступенькой социализации и становления его  самосознания. Здесь ребенок приобретает умения и навыки в общении и человеком взаимопонимании, здесь  закладывается нравственный  облик и профессиональное самоопределение.

            Практика показывает, что надо как можно  больше говорить о лучших и дружных семьях, пропагандировать опыт добрых и уважительных отношений. Откуда брать опыт? Из общения с талантливыми родителями. Они могут поведать нам множество эпизодов, когда банальные семейные конфликты разрешаются творчески, открывая и в детях и во взрослых неожиданные черты и  способы.

В основе  любых человеческих отношений лежит любовь. Родительская любовь должна быть мудра  и терпелива. Недостаточно только родить ребенка,  подарить ему физическую жизнь, надо суметь открыть ему пути к любви, к внутренней свободе, вере и совести, ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья.

Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желание понять и оценить мир его глазами. Только тогда находится общий язык, и изживаются противоречия между двумя поколениями. Стать мудрым другом и наставником своего чада, стараться не  навязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло,  не уничтожая его собственной инициативы, - вот условия истинной родительской любви.

            Именно в семье зарождаются основы общения  ребенка с окружающим людьми, формируется характер, закрепляются правила поведения. Современные исследования показывают, что у работающих родителей на воспитание детей ежедневно остается в среднем 17 минут. И чаще всего родители тратят   их на проверку уроков или чтение нотаций.

Листая страницы истории, убеждаемся, что в народной педагогике никогда не отводилось специального времени на воспитание в семье. Во  все  времена воспитывали образом жизни, образом мысли.

            Нет таких родителей, которые бы сознательно добивались того, чтобы их ребенок  рос  черствым  и грубым. Безусловно, мы все в силу своих возможностей занимаемся воспитанием, но не всегда получается так, как хотелось бы. Часто родители слишком торопятся укорять своих детей в неблагодарности, а у детей эти слова вызывают лишь агрессию.

Семейное воспитание – это не мораль и нотации, а постоянное общение с ребенком при условии соблюдения общечеловеческой морали. «Величайшая ошибка, какую только можно сделать в деле воспитания – чересчур торопиться» - сказал  известный педагог прошлого Руссо. Кто не может взять лаской, не сможет взять и строгостью.

Принципиально важно знать родителям то, что ребенок с самого рождения исключительно эмоционально чувствителен, а его эмоциональное состояние определяется тем, как он видит свой мир: своих родителей, свой         дом, самого себя.  Если его мир враждебный, отталкивающий, не любящий, то тревожность влияет на его речь, поведение, способность общаться и учиться. Своим поведением ребенок постоянно спрашивает родителей: « Вы меня любите?». И ответ для него исключительно важен. Он должен диктоваться не только чувством безусловной любви, но и поведением родителей, проявляющих  в своих поступках безоговорочную любовь.

Второе  принципиально важное для родителей понятие: каждый ребенок имеет эмоциональный резервуар. Иначе говоря, у него есть определенные эмоциональные  потребности, и то, насколько эти потребности ежедневно удовлетворяются (через любовь, внимание, понимание) определяет многое в поведении ребенка (послушный, капризный, веселый, замкнутый) и то, что   он чувствует (злой, грустный, радостный). Естественно, чем полнее  эмоциональный  резервуар, тем положительнее чувства и тем лучше поведение. Только если эмоциональный резервуар ребенка полон, он будет чувствовать себя наилучшим образом и соответственно развиваться. Ответственность за полноту эмоционального резервуара несут родители.

Родители должны понять, что дети отражают любовь: если они ее получают, они же ее возвращают. Безоговорочная любовь отражается безоговорочно, а условная любовь и возвращается условно (например, ребенок только иногда делает то, что от него хотят родители, когда они выполняют его требования).

Существует  четыре основные передачи безусловной  любви: контакт «глаза в глаза», физический контакт, пристальное внимание и дисциплина. Все эти пункты  одинаково важны и не «не работают» один без другого,

что – то  одно за счет другого. Очень важно не путать дисциплину с наказанием: это отнюдь не синонимы.

            Контакт «глаза в глаза».

Он важен не только для установления  взаимосвязи, но  (и это существенно!) для удовлетворения эмоциональных потребностей ребенка. Чем больше и чаще родители смотрят ребенку в глаза, выражая свою  безусловную любовь, тем полнее эмоциональный резервуар ребенка. Глубочайшая ошибка – использование контакта глаз для выражения порицания и наказания ребенка.

Физический   контакт.

Совсем не обязательно целоваться и обниматься, вполне достаточно похлопать по плечу, взять за руку, просто дотронуться, погладить по голове, потрепать по волосам – все это подкрепляет эмоциональную уверенность ребенка и дает возможность проявить на деле свою безоговорочную любовь к нему. Ребенок может запомнить на всю жизнь, как мать и отец в детстве  целовали его на ночь, их колыбельные песни, ласковые слова, прикосновения и прочие проявления искреннего родительского чувства. Для мальчиков непосредственный контакт (поцелуи, объятия) очень важны в первые годы жизни. А для девочек в критический возраст, когда им больше всего нужны ласка и внимание родителей – 11 – 12 лет.

            Пристальное внимание.

Родители  полностью сконцентрированы на своем ребенке (и на каждом по отдельности, если их несколько). Это жизненно важно для развития самооценки у ребенка, влияет на способности правильно относиться к другим и любить их.  Не  получая пристального внимания от родителей, ребенок излишне тревожиться, он чувствует, что все на свете важнее для  его родителей, чем он, поэтому  отстает в эмоциональном, психическом развитии, хуже контактирует со сверстниками  и более    замкнут. Хорошие родители  тем и отличаются от обычных, что  выкраивают время для воспитания своих детей , в том числе уделяя им пристальное, сконцентрированное внимание, обеспечивающее эмоциональное равновесие ребенка. Для старших детей требуется больше внимания, но это окупается и более спокойным периодом отрочества.

Дисциплина.

Воспитание дисциплины у ребенка следует понимать  как тренировки психики ума и характера,  для того чтобы  он вырос конструктивно мыслящим и  действующим членом общества, умеющим контролировать себя.

Иногда взаимоотношения между родителями и детьми перерастают в битву противостояния воли и характера. Прежде чем наказать ребенка, родители должны разобраться, что неправильно в их взаимоотношениях и,  чего  они могут ожидать и требовать от своего ребенка.  Сначала используйте все доступные вами меры добровольной дисциплины и только в крайнем случае (а лучше никогда, если вы хотите, чтобы ребенок  вас любил и уважал) прибегать к наказаниям.

            Надо всегда помнить, что недостаток твердости у родителей и незнание границ, а вовсе не любовь и нежность вырабатывают  у ребенка вседозволенность.

Вспомните, как вы встречаете ребенка из школы. Скорее всего, мы задаем ему вопрос: «Какие оценки принес?» или « Двоек не нахватал?», а если задать более  нейтральные,   не оскорбительные вопросы типа «Как прошел день?», « Что хорошего в школе?». Эти вопросы позволяют самим детям определять, что рассказать нам, не прибегая к уловкам и лжи. Кстати сказать, 50% детской лжи, связанной с оценками, объясняется страхом перед наказанием или нежелание огорчать родителей. Представьте, дети лгут, терпят наказание, оберегая нас, родителей.

            Бесспорно, нелегко дается воспитание. Но не стоит откладывать на потом налаживание отношений и  чем порочнее они станут, тем спокойнее будет в вашем доме. Каждую минуту общения с ребенком стоит помнить, что решающую роль в воспитании ребенка все же играет личный пример родителей. Если в семье царит вера друг в друга, если  родители поддерживают друг друга, радуются  и  огорчаются   друг за друга – дети заражаются этим духом и им успешно дается трудная наука побеждать в жизни.

            Говоря с детьми, мы говорим о себе и о своем, о том, что  по нашему мнению хорошо, а что плохо. Причем мы это делаем с таким нажимом, что результат бывает прямо противоположным тому, какой мы ожидаем. А если зайти с другой стороны? Поговорить с  детьми на равных, дать понять, что мы их любим и уважаем их мнение.

Помните, «ребенок учится тому, что видит у себя в дому, и родители пример тому». Измените себя  к  лучшему,  ведь вы сами, вероятно, иногда подаете плохой пример. Подавайте же детям добрый пример! Эту истину знают все, но  почему – то предпочитают ее забывать.

Уважайте  в своем ребенке личность, постарайтесь привить любовь к себе на основе дружбы и взаимопонимания. В родителях ребенок должен видеть не диктатора, а нежно любящего, заботливого друга и наставника в жизни.

 

 

Источник: Научно-популярная серия для родителей «Педагогика и психология»

 
След. »
Логотип
Главная
Общие сведения
Нормативное сопровождение
Образовательная деятельность
Коррекционная работа
Наши педагоги
История, традиции, достижения
Новости
Опросник
Творчество детей
Работа с родителями
Фотогалерея
Полезные ресурсы
Гостевая книга
Напишите нам!
Поиск по сайту
Форум
Карта сайта