«Пути
и способы активизации умственной
деятельности в процессе ознакомления
с природой»
-
25
марта 2010 года в ДОУ был проведён
педагогический совет.
Человек
и природа… Философы, поэты, художники
всех времен и народов отдали дань этой
вечной и актуальной теме. Но, пожалуй,
никогда она не стояла так остро, как в
наши дни, когда угроза экологического
кризиса, а может быть, и катастрофа
нависла над человечеством и проблема
экологизации материальной и духовной
деятельности человека стала жизненной
необходимостью, одним из условий
сохранения общего для всех нас дома –
Земли.
Очень важно показать
детям, что по отношению к природе они
занимают позиции более сильной стороны
и поэтому должны ей покровительствовать.
Должны ее беречь и заботиться о ней, а
также уметь замечать действия других
людей, сверстников и взрослых, давать
им соответствующую нравственную оценку
и по мере своих сил и возможностей
противостоять действиям антигуманным
и безнравственным.
Необходимо помнить
о том, что зачастую небрежное, а порой
и жестокое отношение детей к природе
объясняется отсутствием у них необходимых
знаний. Вот почему воспитание сопереживания
и сострадания происходит в неразрывном
единстве с формированием системы
доступных дошкольникам экологических
знаний, которая включает:
° Представления о
растениях и животных как уникальных и
неповторимых живых существах, об их
потребностях и способов удовлетворения
этих потребностей;
° Понимание взаимосвязи
между живыми существами и средой их
обитания, приспособленности растений
и животных к условиям существования;
-
° Осознание того,
что все живые существа на Земле связаны
друг с другом сложной системой связей
(все друг другу нужны, все друг от друга
зависят, Исчезновение любого звена
нарушает цепочку, т.е. биологическое
равновесие. и в то же время каждое из
них имеет свою экологическую нишу, и
все они могут существовать одновременно.
Необходимо строить
задания таким образом, что для их
выполнения детям нужно рассматривать
объекты природы во все новых и постоянно
меняющихся связях и отношениях. В
качестве средств обучения используются
условные обозначения и модели, которые
в обобщенном и схематизированном виде
отражают взаимозависимость живой и
неживой природы.
Педагоги
подготовили мультимедийные презентации
проектно-исследовательской деятельности
с детьми: «Пернатые друзья» - воспитатель
старшей группы О.Н. Бекренёва; «Юные
защитники природы» - воспитатель
подготовительной к школе группы Р.И.
Сахабиева.
Воспитатель
старшей группы М.Ф.Сорокина рассказала
о наблюдениях за природой в рамках
экологического воспитания. Для этого
в группе был подобран богатейший материал
о Жигулевском заповеднике, как части
экосистемы Самарской Луки. Изготовлена
«Красная книга», в которую помещены
редкие виды животных и растений нашего
края. Систематически пополняется новым
материалом экологический уголок.
Презентацией данной работы являлся
плакат «Правила друзей природы» сделанный
совместно с детьми, где отражены шесть
основных правил отношения человека к
природе.
В
группе в рамках работы с родителями
был проведен конкурс: « Изготовь кормушку
– помоги зимой птицам». Участие приняли
все родители, из разного материала были
приготовлены кормушки, их вывесили на
участке, одну кормушку повесили на
подоконник в группе, и в течение
длительного времени наблюдали за
прилетавшими птицами, предварительно
насыпав корм, который приносят дети.
Цель: прививать любовь к живому, учить
детей сопереживать. Зимой птицам холодно
и голодно, им нужно помогать.
На
основе полученных знаний воспитатели
учат детей устанавливать зависимость
между состоянием природы, растительным
миром и бытом людей: расширяют представления
о многообразии неживой природы. С этой
целью в группе оборудовали мини-лабораторию:
«Академия фокусника», где имеется
необходимый материал для
научно-исследовательской деятельности.
Цикл опытов фокусов представили наглядно.
Педсовет прошёл в
интересной форме, где все педагоги были
участниками: обсуждали, спорили, все
вместе принимали решения.
|