Проект ФЗ "Об образовании"

Проект ФЗ «Об образовании»
Образовательные ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 
Центр информационных технологий 
Департамент образования мэрии городского округа Тольятти 
АСУ РСО 
 
ТолВики
 
Министерство образования и науки Российской Федерации
 
Счетчик посещений
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня5
mod_vvisit_counterВчера0
mod_vvisit_counterНа этой неделе5
mod_vvisit_counterВ этом месяце9
mod_vvisit_counterВсего537108
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Речевое развитие детей

Речевое развитие детей. 

 Не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни». И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Развитие устной речи ребёнка является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи.

Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст.

Будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас, уметь грамотно и логично излагать мысли, запоминать и читать стихи, а также пересказывать короткие тексты. Многих проблем в обучении можно избежать, если заранее, на дошкольном этапе, позаботиться об их предупреждении. Именно поэтому основными задачами развития речи являются:

- воспитание звуковой культуры речи;

- словарная работа;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие связной речи.

Давайте рассмотрим каждый из разделов подробнее

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Внутри этого раздела выделяются следующие задачи:

  • обогащать и активизировать словарный запас детей на основе углубления представлений об окружающей действительности;

  • знакомить со словами, обозначающими качества, свойства предметов, с простейшими антонимами;

  • вырабатывать понимание значений обобщающих слов и умение использовать их в речи;

  • учить осуществлять подбор действий к предмету, и объекту;

  • учить подбирать родственные слова, слова-признаки предмета, учить использовать в речи наречия, предлоги и т. д.

КАК РЕШИТЬ ЭТИ ЗАДАЧИ ДОМА?

Для того, чтобы ваш ребёнок имел богатый словарный запас, надо проводить следующую работу:

  • много рассказывать и показывать детям, читать художественную литературу;
  • обращать внимание детей на то, из чего сделаны предметы, какими свойствами они обладают. Доказывать (показывать) это в практическом плане: например, пластмассовая ложечка плавает, а металлический ключ тонет;
  • в повседневной жизни закреплять и расширять, употребление обобщающих понятий: овощи, фрукты, посуда, одежда, мебель и прочее;
  • задавать ребенку различные вопросы: что? кто? что делает? какой? и т. д.

 

Еще одной из задач, по развитию речи дошкольников, является формирование у них грамматического строя языка. Усвоение грамматического строя языка – это формирование системы словоизменения, словообразования, синтаксиса.

Решение этой задачи достигается путём проведения игровых упражнений и речевых игр в повседневной жизни ребёнка.

Перечислим ряд основных задач на данную проблему:

  1. Упражнять детей в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственны е отношения (на, в, за, из, с, под, над, между, перед, и пр.).

  2. Упражнять в образовании имён существительных во множественном числе, родительном падеже множественного числа (утка-утки, нет кого? уток).

  3. Обучать правильному употреблению существительных, прилагательных во всех падежах единственного и множественного числа.

  4. Учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении.

  5. Правильно употреблять спряжения у глагола «хотеть».

  6. Знакомство детей с некоторыми способами словообразования:

  • использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (юбочка, ёлочка, ложечка и т. п.)
  • приемы словообразования существительных (животные и их детёныши.)
  • наименование животных и детёнышей во множественном числе
  • образование глаголов приставочным способом

7. Правильное употребление в речи наречий, и их производных.

 

Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе. Обладая развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на вопросы школьной программы, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы, наконец, высокий уровень развития связной речи является непременным условием для написания изложений и сочинений.

Работа по развитию связной речи ведется в следующих направлениях:

  1. Обучение детей составлению и распространению разных типов предложений – простых;

- сложносочиненных;

- сложноподчиненных.

  1. Создание условий, позволяющих детям соблюдать необходимые правила ведения диалога – слушать и понимать собеседника;

- формулировать и задавать вопросы;

- строить ответ в соответствии с услышанным.

3. Развитие монологической формы речи. Сюда относится обучение пересказу и обучение составлению рассказов:

- по восприятию (описание предметов, рассказы по картинке и серии картин);

- по памяти (из коллективного или индивидуального опыта);

- по воображению (творческие рассказы).

Немного возвращаясь к разговору о предложениях (фразах), хочу заметить, что основой любой фразы, любого высказывания является глагол. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, поскольку система глаголов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета.

Под руководством научного руководителя - старшего преподавателя Института коррекционной педагогики Самарского Государственного Педагогического Университета – Михайловой Елены Алексеевны мы по специально разработанной нами методике исследовали глагольный словарь и навык образования глаголов приставочным способом у детей старших и подготовительных к школе групп. Проведенное экспериментальное исследование доказало необходимость и целесообразность проведения систематической и целенаправленной работы по формированию навыка образования глаголов приставочным способом, поэтому мы разработали направления коррекционной работы и на данном этапе подбираем наиболее эффективные формы, методы и приемы работы с детьми, а также с родителями и педагогами ДОУ.

К.Д. Ушинский говорил: «Хороший, ясный выговор, такой, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главное основание правописания».

Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию произношения звуков систематически проводится во всех возрастных группах.

Кроме того, в рамках работы над звуковой культурой речи, детей учат правильно пользоваться интонацией, темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации.

Особо хочу сказать несколько слов о темпе речи

Спокойный и даже замедленный темп речи способствует уменьшению запинок, позволяет лучше контролировать свою речь. Кроме того, спокойный темп благоприятствует более четкому произношению слов и лучшему их восприятию. Поэтому необходимо создать ребенку условия, в которых он мог бы использовать спокойный темп речи дома.

Для этого необходимо соблюдать следующее:

- родители должны контролировать темп собственной речи;

- добиваться необходимого темпа от детей прямыми требованиями;

- использовать для этого различные косвенные приемы:

а) просьбу повторить из-за того, что вы «не слышали»;

б) предложить сначала подумать, а потом сказать;

в) хвалить речь ребенка, когда он говорит в спокойном темпе.

В качестве упражнений можно использовать чтение стихов,

скороговорок в медленном темпе.

Думаю, что каждому родителю интересно и безусловно полезно знать  Что должен уметь ребенок на том или ином возрастном этапе

ИТОГИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЁНКА В ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ

 Между двумя и тремя годами становится особенно заметным значительный скачок в общем развитии ребенка, вызванный овладением речью. Некоторые дети до двух лет вообще разговаривают мало, но на третьем году обычно все дети начинают охотно и много говорить

Трехлетний ребенок владеет фразовой речью, практически не допускает аграмматизмов. К концу третьего года ребенок в основном усваивает многие грамматические формы. Но в полной мере морфологическая система языка еще не усвоена; при построении предложений употребляет предлоги, союзы; в его речи есть наречия, местоимения. О себе малыш говорит в первом лице, выражает с помощью речи свои желания.

Связная речь ребенка на третьем году жизни только начинает формироваться. Если родители не теряли зря драгоценного времени, отведённого им для развития связной речи своих детей, то трехлетний ребенок сможет описать несколькими предложениями любимую игрушку, рассказать о только что произошедшем событии.

Речь для ребенка трех лет является регулятором его поведения: он слушается старших, то есть выполняет их указания, сделанные в словесной форме.

Ребенок владеет понятиями "посуда", "одежда", "овощи", "фрукты" в пассивной речи, хотя еще не пользуется ими в активной речи. Дети, с которыми проводились целенаправленные занятия по расширению словарного запаса, включают в свою речь прилагательные, обозначающие признаки по форме, размеру, цвету. Глагольный словарь обогатился названиями действий, которые уже умеет выполнить ребенок - рисовать, раскрашивать, катать, ловить, бросать мяч, прыгать, бегать. Малыш знает, что машины двигаются то быстро, то медленно; мяч летит вверх, а падает вниз; у человека есть правая и левая руки; он может сказать, какая вещь находится близко, а какая - далеко.

Звукопроизношение еще не совсем чистое, для четвертого года "оставлены" звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р', Р

Добросовестные родители, конечно, привили своему малышу интерес к книгам, ведь более благодарного слушателя, чем 2-3-летний ребенок не сыскать.

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Употребляет местоимение "Я"

2 года 3 мес.

Адекватно использует названия цветов

2 года 6 мес.

Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода)

К 3 годам

Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде

К 3 годам

Активно пользуется предложно-падежными конструкциями

С 2 лет 1 мес.

Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи

К 3 годам

Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи

С 2 лет 3 мес.

Произносит твердые звуки С, 3, Ц

С 2 лет 1 мес.

Замечает неправильное звукопроизношение у других детей

К 3 годам

Начинает подбирать рифмы к словам

С 3 лет

ИТОГИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ЧЕТЫРЕХЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ

Вашему малышу четыре года. Он уже многое умеет: не стесняется говорить с посторонними, строит грамматически правильные предложения, словарный запас состоит из слов различных частей речи.

Заучивание наизусть стихотворений и чистоговорок способствовало улучшению звукопроизношения: речь стала внятной, четкой, практически все звуки ребенок произносит правильно.

Речевое дыхание удлинилось, голос приобрел нужный тембр, ребёнок может регулировать его громкость.

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Употребляет в активной речи слова -названия частей предметов

3 года 6 мес.

Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами

С 3 лет

Использует в речи приставочные глаголы

3 года 1 мес.

Появляется словотворчество

С 3 лет

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук)

К 4 годам

Произносит звуки Ш, Ж, Щ. Ч, Л, Р

К 4 годам

Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи

К 4 годам

Может пересказать знакомую сказку близко к тексту

К 4 годам

Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки

К 4 годам

ИТОГИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ПЯТИЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ

 У пятилетнего малыша речь чистая, внятная, без нарушении звукопроизношения, ведь в этом возрасте закончился процесс овладения звуками. Возросла речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях. Употребление предложений более сложной структуры является причиной встречающихся в речи ребенка пяти лет отдельных грамматических ошибок, чаще всего на согласование числительных с существительными. Сделаны первые шаги по овладению грамотой: малыш научился замечать в словах отдельные звуки, a npocтые слова пробует анализировать полностью.

 

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Использует родовые названия предметов

С 4 лет 6 мес.

Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии

4 года 6 мес.

Может подбирать к словам антонимы

К 5 годам

Продолжается словотворчество

В течение дошкольного детства

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак - лак)

С 4 лет 6 мес.

Определяет наличие звука в слове

С 4 лет 6 мес.

Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец)

К 5 годам

Может составить рассказ по картинке или серии картинок

К 5 годам

Начало формирования внутренней (планирующей) речи

К 5 годам

Звукопроизношение полностью соответствует норме

С 4-5 лет

 

Причинами, задерживающими нормальное развитие детской речи, являются:

  • Отсутствие побуждения к речи со стороны взрослых
  • вредная манера взрослых говорить с детьми, подстраиваясь к их неправильному произношению.

 

Искажения детской речи так же вызываются неправильной речью окружающих ребенка людей (неясное, косноязычное или торопливое произношение), диалектными особенностями, разговором в раннем детстве на разных языках. Причиной затянувшегося развития детской фонетики является то, что в семье не обращают должного внимания не неправильную речь ребенка, не оказывают ему помощи путем показа нормального произношения.

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую. Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. Если к пятилетнему возрасту у ребенка недостаточно сформирована речь, обязательно нужно обратиться за логопедической помощью. Нарушение речи мы определяем как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, общепринятой в данной языковой среде. Речевые нарушения характеризуются тем, что:

а) возникнув, самостоятельно не исчезают, а закрепляются;

б) не соответствуют возрасту говорящего;

в) требуют того или иного логопедического вмешательства в зависимости от их характера;

г) возникновение неправильной речи у ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его. В настоящее время с целью дифференцированного обучения детей с различными речевыми нарушениями в дошкольных учреждениях комплектуются следующие специализированные группы:

1) для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2) для детей с общим недоразвитием речи.

3) для заикающихся детей.

Ежегодно, по приказу департамента образования, проходит обследование речевого развития детей логопедами. Если вам сказали, что вашему ребенку необходимо посещать специализированную группу, не пугайтесь, а наоборот радуйтесь, что такая необходимость была вовремя выявлена и ребенку дается шанс до поступления в школу откорректировать речь и поднять уровень ее развития до нормы. Не отказывайтесь от прохождения ПМПК, помните это нужно Вашему ребенку.

«Тот, кто не может, ищет возможности; тот, кто не хочет, ищет оправдания".

Желаю всем родителям терпения и творческой искры, которые непременно помогут сделать ваши занятия с детьми интересными и успешными. А если возникают вопросы, трудности, не стесняйтесь – обращайтесь к воспитателям, к нам – логопедам. Мы всегда рады вам помочь.

 

 

Учитель-логопед Л.В. Милютина

 
« Пред.   След. »
Логотип
Главная
Общие сведения
Нормативное сопровождение
Образовательная деятельность
Коррекционная работа
Наши педагоги
История, традиции, достижения
Новости
Опросник
Творчество детей
Работа с родителями
Фотогалерея
Полезные ресурсы
Гостевая книга
Напишите нам!
Поиск по сайту
Форум
Карта сайта