Проект ФЗ "Об образовании"

Проект ФЗ «Об образовании»
Образовательные ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 
Центр информационных технологий 
Департамент образования мэрии городского округа Тольятти 
АСУ РСО 
 
ТолВики
 
Министерство образования и науки Российской Федерации
 
Счетчик посещений
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня5
mod_vvisit_counterВчера0
mod_vvisit_counterНа этой неделе5
mod_vvisit_counterВ этом месяце9
mod_vvisit_counterВсего537108
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Раннее обучение чтению

РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ:

потребность, необходимость или дань моде?

 Можно ли ребенка 2-3 лет научить читать? Этот вопрос приходится часто слышать от родителей. Хочется спросить в ответ: «А зачем вы хотите научить читать двухлетнего малыша? Неужели только для того, чтобы демонстрировать его способности перед знакомыми?». «Но он сам выучил буквы. Значит, у него есть потребность в этом», - могут возразить родители. Да, информационный бум – примета нашего времени, и малыш ощущает это на себе.

В процессе работы стало ясно, что ребенок 2 лет сам, т.е. без инициативы взрослых, выучить буквы не может! Даже заинтересованно рассматривая замысловатые «узоры» - буквы, изображенные на кубиках, лото или игрушках, он не стремиться запомнить их. Запоминание начинается после того, как взрослый назовет буквы и будет повторять их каждый день, находя очертания букв в окружающих предметах: «о» - кружок, бараночка; «у» - трубочка, дудочка и т.д.

В комнате можно повесить (на уровне глаз ребенка) таблички с буквами или плакат с алфавитом и назвать буквы – и только. Не надо требовать от малыша того, что несвойственно его возрасту.

Запоминание алфавита и чтение – разные действия. Чтение – это не просто называние букв, а умение составлять из них слова, что требует более серьезного синтеза. Поэтому ранним обучением грамоте надо заниматься избирательно, вдумчиво и лишь до того момента, пока малышу это интересно. Дети раннего возраста должны много двигаться, манипулировать предметами (игрушками), накапливать сенсорную информацию об окружающем мире: брать в руки предметы, вкладывать их один в другой, ощупывать, бросать кубики, шарики и т.п. предметная деятельность является ведущей на данном этапе. Родители должны знать эти особенности раннего возраста.

«Но речь идет об обучении чтению. Какая тут связь?» - спросят нас озадаченные родители. Дело в том, что маленькие дети не могут «манипулировать» звуками родного языка, составляя или разъединяя слоги, на уровне понятийного мышления.

В настоящее время наукой доказано, что главным стимулом интеллектуального развития малыша первых лет жизни, его главным источником является именно практическая деятельность с погремушками, пирамидками, с доступными ребенку детскими орудиями труда, наконец, игра с куклой и всем возможным ассортиментом для развертывания игрового сюжета. Известный ученый в области раннего возраста доктор биологических наук А.М. Фонарев указывал, что, именно играя, действуя, ребенок впервые учится решать несложные практические задачи, без этого он не может подняться на ту более высокую ступень. Следовательно, предельно напряженный и из-за этого неизбежно односторонний интерес к чтению не обеспечивает гармонического развития, и в этом одна из его отрицательных сторон.

К обучению грамоте родители малышей должны относиться с большой ответственностью, потому что оно связано с освоением элементом знаковой культуры общества. Эти знания не «понарошку», они на всю жизнь и должны преподноситься детям любого возраста методически правильно.

Ну, а когда же можно начинать учить читать? В 5-6 лет детям легче овладеть грамотой, однако с буквами (их начертанием) можно знакомить уже в 2-3 года. Повторим еще раз: знакомство с начертанием букв и их запоминание проходят у малыша на уровне предметной деятельности, т.е. он опредмечивает буквы. Это полезно. Малыши, которых рано познакомили с элементами знаковой культуры общества (буквы, цифры, ноты, геометрические формы, чертежи и т.п.), лучше складывают мозаику, пазлы, плоскостные фигуры (например, «домик петушка», «качели для зайчат» и т.п.). Подбирают идентичные части разрезных (по вертикали) картинок и кубиков, т.е. лучше выполняют задания, в которых требуется более тонкий зрительный анализ.

 

НЕЛЬЗЯ!

 

  •   Заниматься по системе школьного обучения, т.е. без учета возрастных возможностей малыша
  •  Заниматься с ребенком без желания с его стороны
  • Беспорядочно знакомить малыша с алфавитом, акцентируя внимание на названии буквы, а не на звуке (например, показывая букву «м», произносить не звук «м-м-м», а «эм»)
  • При знакомстве со слогом (ма, па, ба, бо, ту, ти и т.п.) разрывать его вопросами типа: «“М” и “а” – что будет?» Ребенок никогда не догадается, что вы ждете от него ответа: «Ма»

С чего же следует начать приобщение малыша к грамоте?

Вырежьте из плотного картона все буквы алфавита высотой 10см. Они должны быть прочными, чтобы малыш мог легко взять их в руки. Дайте ему сначала гласные: «а», «о», «у», «и». Произносите их протяжно, почти пропевая.

Изготовьте пособие типа пенала, только более плоское, похожее на линеечку. В эту линеечку-пенал закладываются буквы и закрываются. Начинается игра: малыш произносит ту букву, которая открывается его взору при скольжении линеечки слева на право. Это важно, так как установлено, что первая трудность в обучении чтению связана именно с неумением следовать взглядом слева направо.

Освоение согласных начинается постепенно. Вначале «м», «п», «б», затем «т», «д», «в», «г». Дайте ребенку в руки букву и произносите звук, который она обозначает (и только!). Теперь с помощью линейки-пенала можно начинать знакомить малыша с закрытыми слогами: «ав» (лает собачка), «ам» (собачка просит есть). Не торопите ребенка, помните, что вы с ним играете, включайте действия с линеечкой в игровые показы. Расширяйте информативное поле игрового взаимодействия, сочетая его с «обучением».

Если описанные выше этапы освоения прошли успешно, можно переходить к следующему. Поменяйте на глазах у малыша буквы в слогах: «ав» - «ва»; «ам» - «ма»; «ап» - «па» и т.п. А затем, скользя линеечкой по пеналу слева направо, предложите ему произносить появляющиеся буквы. Это начало освоения грамоты. Для малыша 3 лет более чем достаточно.

В заключение подчеркнем еще раз: ранее чтение совсем не обязательно для маленького ребенка. Если ваши занятия малыш отвергает, значит, ему еще рано заниматься несвойственной его возрасту деятельностью. Будьте милосердны, подарите крохе радость детства. Ранее детство имеет свои особенности, оно так же неповторимо, как сама жизнь!

Воспитаель Е.Г. Белова

 
« Пред.   След. »
Логотип
Главная
Общие сведения
Нормативное сопровождение
Образовательная деятельность
Коррекционная работа
Наши педагоги
История, традиции, достижения
Новости
Опросник
Творчество детей
Работа с родителями
Фотогалерея
Полезные ресурсы
Гостевая книга
Напишите нам!
Поиск по сайту
Форум
Карта сайта